|
Статьи
Прибор
ПБК-1
Прибор ПБК-1 - это современный многофункциональный цифровой прибор
безопасности, аналог ОНК-140. ПБК-1 появился недавно и потому пока не
очень известен в широких кругах владельцев кранов.
ПБК-1 предназначен для применения на самоходных
кранах, в т.ч. автомобильных, как с гибкой подвеской решетчатой стрелы, так
и на "телескопах", а также кранах на гусеничном ходу. Прибор создан
на основе регистратора параметров РП-ГМ-01 и изготавливается в его корпусе.
Фактически это клон ограничителя для трубоукладчиков ПБТ-1, который
изготавливается также на основе РП-ГМ-01 тем же заводом-изготовителем.
Преимущество ПБК-1 по сравнению с ОНК-140 – бо’льшая гибкость по настройке и привязке на
различные модели кранов, в том числе редкие. В запоминающее устройство прибора
внесены данные о грузовых характеристиках нескольких популярных кранов. Кроме
того, наладчиком самостоятельно при настройке могут быть внесены
данные конкретного крана, которого нет в базовой таблице - в отличие от
ОНК-140, где характеристики кранов указаны жестко по модификациям. И если
модификации под кран нет, то корректно установить ОНК-140 на этот кран не
получится. Справедливости ради отметим, что за время выпуска модификации
ОНК-140 охватили подавляющее большинство серийных кранов, но вот при установке
на импортные краны или краны, изготовленные штучно, могут возникать проблемы. Архитектура
ПБК-1.
Мы не случайно используем слово "архитектура", которое чаще
применяется в мире персональных компьютеров. Дело в том, что ПБК-1 выполняется
из унифицированных модулей, которые набираются под конкретный случай.
Например, мы имеем автомобильный кран со стрелой-"решеткой". В
этом случае комплектация ПБК-1 может выглядеть так: - блок
обработки данных БОД со встроенным блоком питания и регистратором
параметров; - датчик
угла наклона стрелы гравитационный ДУНС; - датчик
азимута ДА; - датчик
усилия тензометрический; - пульт
задания допустимых координат движения ПЗС (пульт координатной защиты); - антенный
блок контроля приближения к ЛЭП АБ.
Если, к примеру, не стоит задача обеспечить координатную защиту крана, то из
комплектации можно исключить пульт координатной защиты и датчик азимута.
Если на кране до этого уже стоял прибор защиты от ЛЭП Барьер-1М, то можно не заказывать блок приближения к ЛЭП
у ПБК-1 и оставить Барьер, сэкономив на монтаже и стоимости антенного блока.
В этом преимущество ПБК 1 перед приборами с жестко определенной комплектацией,
которые требуют демонтажа всех установленных до этого приборов перед своей
установкой.
Если предполагается установка ПБК-1 на кран с жесткой подвеской телескопической
стрелы, то вместо датчика усилия используются два гидравлических датчика
давления (по принципу работы типа МД-250Т на АСУ ОГП, но тензометрические).
Плюс в комплектацию добавляется кабельный барабан со встроенным датчиком
длины.
Дополнительно ПБК-1 может оснащаться концевыми выключателями для контроля
положения оборудования крана. Прибор
безопасности ПБК-1 обеспечивает: -
защиту от перегруза и опрокидывания; - координатную
защиту (защиту от недопустимых движений по условиям стройплощадки); - регистрацию
параметров работы крана ("черный ящик"), отвечающую требованиям
РД 10-399-01 и РД СМА-001-03; - защиту
крана от опасного приближения оголовка стрелы к линии электропередач
- при наличии в комплектации антенного блока. ПБК-1 для
крановщика
ПБК-1, как и все современные приборы безопасности, обеспечивает не только
защиту крана, но и отображение основной информации о работе крана на дисплеях.
До сих пор многими крановщиками по удобству и наглядности отображения текущей
информации лучшим считается прибор АСУ ОГП. А поскольку ПБК-1 разрабатывали
люди, участвовавшие в производстве АСУ, новый прибор в этом отношении не подкачал.
ПБК-1 снабжен двумя яркими люминесцентными дисплеями, на которых
отображается текущая загрузка крана в тоннах и вылет, а также линейкой
ярких светодиодов, показывающих загрузку крана в процентах от максимально возможной на данном вылете. Эта информация
отображается постоянно, что-то переключать для изменения вида данных не нужно.
Дисплеи расположены на схематичном изображении крана, как на АСУ ОГП, что
позволяет с первого взгляда интуитивно определить, какой параметр
отображает данное число. Добавим, что люминесцентные индикаторы очень хорошо
читаются и в солнечный день, и в сумерках, так что пользоваться дисплеями
ПБК-1 крановщику просто приятно и удобно. Установка
ПБК-1
У всех комплексных приборов безопасности, заменяющих старые модели, основная
трудоемкость установки заключается в установке датчиков, которые в
большинстве своем различны по конструкции с датчиками старого
прибора-предшественника.
ПБК-1 в данном случае - не исключение. Например, у ОГБ-3 все датчики отличны по
конструкции от датчиков ПБК-1 или ОНК-140. Поэтому то, что мы можем ожидать от
производителей приборов - это конструкций частей и блоков, более
приспособленных к установке. Например, БОД ПБК-1 устанавливается на свою заднюю
плоскость и крепится с помощью четырех ушей, вынесенных за габарит. А разъемы
находятся на нижней плоскости блока, так что получается довольно удобно.
Сравните с БОД ОНК-140, где разъемы расположены на задней плоскости и БОД
приходится "подвешивать" на кронштейне или стойках.
Однако принципиально решить проблему - это еще на заводе выпускать детали для
привязки ограничителя к конкретной модели крана. К сожалению, такой подход у
нас не практикуется, и все приборы, выпускаемые в нашей стране, установщикам
так или иначе приходится приспосабливать к кранам самостоятельно.
В общем случае при установке ПБК-1 придется произвести монтаж датчиков угла,
усилия (или давления), азимута, длины стрелы (если стрела телескопическая) и
блока в кабине. Даже если не придется ставить антенный блок защиты от ЛЭП (большинство кранов сейчас
оснащены Барьерами), все равно получается изрядный объем работ.
Чуть более подробно эти работы расписаны на странице ОНК-140, общие принципы те
же. Достоинства
и недостатки ПБК1.
Про достоинства написано выше, еще одно - с появлением нового прибора на рынке
возрастает конкуренция, что на руку конечным потребителям.
Прибор ПБК-1 удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым Госгортехнадзором к
безопасности самоходных кранов, так что устанавливать дополнительные приборы
после установки ПБК не придется.
Можно добавить, что программа считывания информации выполнена в достаточно
приятном и несложном интерфейсе, с привязкой к реальному календарю и часам,
поэтому может оказаться интересной и для владельца крана - например, при сдаче
крана в аренду.
Главный же недостаток прибора ПБК-1 - это его малая распространенность Прибор
еще слишком новый, и мало кто имеет опыт его установки, еще нет общепринятых
конструкций монтажных частей, как уже сложилось с ОНК-140. Аналоги.
Прямым аналогом ПБК-1 является комплексный прибор безопасности ОНК-140.
Как аналог можно рассматривать и выполненный в виде отдельного прибора
регистратор параметров РП-ГМ-01 с модулем координатной защиты, который агрегатируется с ограничителями предыдущих поколений. Это
вариант для тех, кому нужна бо’льшая
живучесть системы или кто не хочет снимать нормально работающие старые приборы.
Для заказа потребуется следующая
информация о кране: - Модель крана; если она достаточно редкая, то будут
интересовать особенности конструкции (стрела - "решетка" или
"телескоп" и т.д.); -
Какие приборы стоят на кране сейчас или стояли ранее;
Возможно, грузовые характеристики и количество режимов работы и видов
стрелового оборудования для предварительной настройки прибора на заводе. |
|
||||||||||||||||||||||
|